(5 апреля 2018) В Набережночелнинской картинной галерее открылась выставка декоративно-прикладного искусства Удмуртии «Куиськон крезь» («Мелодия тканого полотна. Ковры»). Выставка проходит в рамках проведения Республиканского фестиваля народного творчества финно-угорских народов РТ. Выставку может посетить любой желающий до 22 апреля.
С приветственным словом выступили заместитель министра культуры и туризма Удмуртской Республики Петр Данилов, руководитель республиканского общества удмуртов Андрей Герасимов, начальник управления культуры Эльвира Ногманова, организатор выставки, председатель городского национально-культурного общества «Зардон» в Набережных Челнах Валентина Билык. Они приветствовали удмуртских мастеров и поздравили всех с грандиозным событием для удмуртов.
В экспозиции представлены: 24 ковра с использованием браной, выборной, закладной, переборной (двусторонней и односторонней) техник ткачества; соломенные куклы, скульптуры из дерева, изделия из бересты.
В день открытия для посетителей выставки прошли мастер-классы по ткачеству на бердышках (изготовление тканого пояса), круглый стол на тему: «Создание изделий декоративно прикладного искусства и сувенирной продукции финно-угорского направления в РТ». Итогом круглого стола станет вынесение резолюция по обсужденным вопросам.
Удмуртское ковроткачество является ярчайшим образцом народного декоративно-прикладного искусства. Его отличает тонкое понимание композиционной цельности и цветовой гармонии, безупречное ощущение красоты материала и целесообразности формы. На юге Удмуртии широко распространено безворсовое ковроделие, которое развилось на базе ручного домашнего ткачества. Изготовление ковров было трудоёмким процессом, не каждая ткачиха владела этим мастерством.
Итогом реализации проекта «Ковры Удмуртии», который проводился в течение 2017 года Национальным центром ДПИиР совместно со всеми муниципальными Центрами (Домами) ремёсел республики, стало возрождение удмуртского ковроткачества.
Методисты по направлению «Ткачество» знакомились с локальными образцами традиций ковроткачества, бытовавшего на территории Удмуртии. Была проведена колоссальная работа по изучению традиционных технологий в ходе этнографических экспедиций, знакомства с фондами муниципальных краеведческих музеев, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Национального музея им. К. Герда. В ходе этой масштабной работы было восстановлено и создано 29 ковров с использованием браной, выборной, закладной, переборной (двусторонней и односторонней) техник ткачества. Кроме того, была возрождена петельная техника ковроткачества, восстановлена технология прядения шерсти для ковроткачества, а также использован «бесермянский» рубчик. Также были разработаны ковры с применением мотивов и техник, характерных для северной удмуртской традиции.